Проблема успешной адаптации и социализации несовершеннолетних детей и подростков становится приоритетным направлением развития воспитательной системы, стратегическая цель которой является развитие самостоятельной, ответственной и свободной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами при этом выступают: формирование правильных установок на здоровый образ жизни, здоровых привязанностей и отношений, развитие лидерских качеств, умение ставить цели и добиваться их, профилактика вредных привычек воспитанников. В связи с этим и возникла необходимость включение в работу Центра с трудными подростками такой инновационный практики как наставничество. Данная работа на базе учреждения реализуется как проект уже несколько лет.
Цель проекта является создание творческой среды и безопасного пространства, для оказание комплексной помощи воспитанникам учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и молодежи, со стороны специально обученных, значимых для них взрослых Наставников, совместно участвующих в мероприятиях проекта. Участниками проекта выступают:
Особенностью внедрения практики наставничества является реализация мероприятий через создание уникального арт-пространства и реализация обучающей программы по подготовке Наставников, которой не существует на данный момент у нас в регионе. Все мероприятия проекта нацелены на решение основных задач, а именно:
В работе по реализации проекта используются интерактивные и обучающие методы, среди них уже хорошо зарекомендовавший себя метод Мульттерапии, нетрадиционные методы Арт-терапии.
На данном этапе реализации проекта и практики Наставничества прошло уже ряд мероприятий, познакомивших воспитанников с основными целями проекта, на 2018 год образовалось 2 пары из значимых взрослых и наставляемых. Несколько выпускниц Центра продолжают тесное сотрудничество и общение с наставниками, благодаря своим наставникам они с уверенностью начинают свой профессиональный путь и продолжают личностный рост.
В 2018 году проект был поддержан на конкурсе социальных и культурных проектов ОАО «ЛУКОЙЛ» на территории Астраханской области и республики Калмыкия и носит название «Арт-наставничество». Грант предполагает дальнейшую реализацию программы по наставничеству, приоритетной задачей которой является создание максимально комфортной среды для раскрытия внутреннего потенциала и творческих способностей участников проекта. Также планируется приобретение специального оборудования для мультстудии «УлитКино», которая позволит осуществлять более успешную реабилитацию и психологическое сопровождение детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и проведение массовых мероприятий на привлечение волонтерских движений и активных неравнодушных взрослых, готовых помогать воспитанницам и словом, и делом.
Наставничество включает не только передачу опыта, но и социально-психолого-педагогическое сопровождение, постоянную поддержку ребенка, участие в его жизни. Ериной Ефимовной и коллективом ЧУЗ МСЧ «Газпром» с 2016 года организуются экскурсионные выезды на предприятия и организации нашего города и области. Также 7 несовершеннолетних за период 2017-2018гг. были устроены на работу в ЧУЗ МСЧ на каникулярный период. Такие трудовые будни помогли девочкам не просто понять «что такое работа?», но и определится с выбором профессии. Одна из воспитанниц после окончания школы продолжила обучение в Астраханском медицинском колледже и трудовую деятельность её проходит в ЧУЗ МСЧ на должности санитарки.
Генеральный директор ООО «Дом Парикмахера» Болдырева Анастасия Викторовна в рамках проекта «Наставничество» выступила с инициативой и организовала безвозмездное обучение воспитанницы. В 2018 году на базе негосударственного образовательного учреждения учебного центра «Дом парикмахера» воспитанницы освоили специальность «Парикмахерское дело»,«Мастер-бровист».
Гилева Лидия представитель астраханской региональной молодежной общественной организации духовно-нравственного развития молодого поколения «КРЫЛЬЯ» с 2017 года является не только постоянным гостем, но и настоящим другом для девочек. Под руководство Лидии Гилевой реализована программа «Сияй». Девочки познакомились с мастерами: создающими уникальные украшения и авторские куклы, по макияжу, по кулинарному делу и т.д. Девочки научились быть интересными самим себе и другим людям, узнали, что можно быть привлекательными не только благодаря внешним данным. Неоднократно организовывала развлекательные и познавательные мастер-классы, экскурсионные поездки для детей, а иногда просто приходит на душевные девичьи беседы. Для выпускницы учреждения Лидия стала наставником и близким человеком.
Взаимодействие с общественными организациями, предприятиями и различными учреждениями региона позволяет решить несколько актуальных вопросов жизнеустройство воспитанниц, их социализации и адаптации, а также возможность стать полезными в современном обществе, имеющими друзей и наставников. Так в рамках Наставничества с 2016 года реализуется проект «Мой путь к успеху» под руководством Светланы Штилер. Ключевой задачей является профориентация, а также формирование положительно социального опыта у воспитанниц. Прошло более десятка совместных мероприятий: мастер-классы, выездные встречи, экскурсии на предприятия и организации города, благотворительные акции. Включение детей в процесс организации и участия в таких мероприятиях способствует формированию определенной социальной позиции и ответственности, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную и профессиональную среду.
Все участники проекта «Наставничество» своим жизненным и профессиональным примером помогаю воспитанницам справиться с жизненными трудностями, стать специалистами своего дела и с уверенностью смотреть в будущее.